Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе.
Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!
- На что обратить внимание?
- Что такое «готовность к школе»?
- Каковы критерии оценки готовности к школе?
Отвечаем на эти вопросы.
Что такое готовность ребенка к школе?
Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):
- знать название города, в котором он живет, адрес, Ф. И. О. родителей
- знать времена года, месяцы, дни недели
- Узнавать большинство букв
- Читать слова
- Читать предложения
- Писать буквы
- Писать слова
- Узнавать цифры от 1 до 9
- Считать от 1 до 10 и обратно
- Выполнять арифметические действия в пределах 10
- Другое (что-то еще) _________________________________________
Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется спутник Земли?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем отличается город от деревни?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо учиться?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.
Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.
Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.
Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия
Методика запоминания 10 слов используется для исследования процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.
Инструкция:
Ребёнку предлагается послушать и повторить ряд слов.
Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются.
Четвертый раз ребёнок воспроизводит слова через 20–30 минут в конце диагностики.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Критерии оценки: объём и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.
Слова зачитываются 4 раза.
В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения.
О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.
«Повтори узор»

«Четвёртый лишний»

Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя.
Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7.
Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
Некоторые признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

-
Трудности с концентрацией внимания. Ребёнок не может сосредоточиться даже на коротком занятии или игре.
-
Недостаток самостоятельности. Ребёнок не может выполнять простые задачи самостоятельно, например, одеваться или использовать туалет.
-
Проблемы с социальными навыками. Ребёнок испытывает трудности в общении с другими детьми или не может адекватно реагировать на конфликты.
-
Трудности с обучением. У ребёнка есть трудности с освоением основных навыков, таких как чтение, письмо или счёт.
-
Нежелание ходить в школу. Ребёнок жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки».
-
Частое заболевание, жалобы на плохое самочувствие.
-
Тревога, боязнь первым заговорить со взрослыми.
Если есть сомнения в готовности ребёнка к школе, рекомендуется обратиться к психологу или неврологу.
Приём письменных заявлений в 1 класс

Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию