МБОУ «Центр образования «Перспектива»
г. Брянск
  • Будущим первоклассникам

    Основное изображение материала.

    Уважаемые родители!

    Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе.

    1. На что обратить внимание?
    2. Что такое «готовность к школе»?
    3. Каковы критерии оценки готовности к школе?

    Отвечаем на эти вопросы.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    • знать название города, в котором он живет, адрес, Ф. И. О. родителей
    • знать времена года, месяцы, дни недели
    • Узнавать большинство букв
    • Читать слова
    • Читать предложения
    • Писать буквы
    • Писать слова
    • Узнавать цифры от 1 до 9
    • Считать от 1 до 10 и обратно
    • Выполнять арифметические действия в пределах 10
    • Другое (что-то еще) _________________________________________

    Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
    4. Как называется город, в котором ты живешь?
    5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    6. Кем работают твои родители?
    7. У тебя есть сестра, брат?
    8. Как зовут твоих друзей?
    9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    11. Назови дни недели, времена года.
    12. Какое сейчас время года?
    13. Чем отличается зима от лета?
    14. В какое время года на деревьях появляются листья?
    15. Как называется планета, на которой мы живем?
    16. Как называется спутник Земли?
    17. Каких домашних животных ты знаешь?
    18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    19. Чем отличается город от деревни?
    20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
    21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
    22. Ты хочешь учиться в школе?
    23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
    24. Зачем надо учиться?
    25. Какие профессии ты знаешь?
    26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

    Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

    Оценка результатов

    Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

    Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

    Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

    Изображение для материала готовность ребенка к школе.

    Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

    Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

    Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

    Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

    Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия

    Методика запоминания 10 слов используется для исследования процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

    Инструкция:

    Ребёнку предлагается послушать и повторить ряд слов.

    Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются.

    Четвертый раз ребёнок воспроизводит слова через 20–30 минут в конце диагностики.

    Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

    Критерии оценки: объём и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

    Слова зачитываются 4 раза.

    В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. 

    О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

    «Повтори узор»

    Изображения.
    Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

    «Четвёртый лишний»

    Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». 
    Изображения.

    Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя.

    Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

    Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7.

    Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
    Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

    Некоторые признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

    Изображения.
    • Трудности с концентрацией внимания. Ребёнок не может сосредоточиться даже на коротком занятии или игре. 

    • Недостаток самостоятельности. Ребёнок не может выполнять простые задачи самостоятельно, например, одеваться или использовать туалет. 

    • Проблемы с социальными навыками. Ребёнок испытывает трудности в общении с другими детьми или не может адекватно реагировать на конфликты. 

    • Трудности с обучением. У ребёнка есть трудности с освоением основных навыков, таких как чтение, письмо или счёт. 

    • Нежелание ходить в школу. Ребёнок жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки». 

    • Частое заболевание, жалобы на плохое самочувствие. 

    • Тревога, боязнь первым заговорить со взрослыми. 

    Если есть сомнения в готовности ребёнка к школе, рекомендуется обратиться к психологу или неврологу.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    Откроется в апреле 2025 года.
    Изображения.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике